Кошмары для всех и для каждого: история фильмов ужасов, часть 7

Иронично, что жанр ужаса на рубеже XX и XXI века затих и был не востребован. Иронично, потому что в последующие годы – первое десятилетие XXI века – самые страшные фильмы покорили огромную аудиторию. Больше, чем когда-либо люди заинтересовались жанром хоррор.

В прошлом, ужас рассматривался как второсортное кино, которое низведено до нишевых субкультур. В наши дни, всё вокруг пропиталось культурой хоррора, которая стала достаточно цинична и реальна, чтобы шокировать большую публику.

В последние годы произошел всплеск фильмов, играющих на нервах, которые пришли с Дальнего Востока. В Западном мире появилась тенденция переделывать эти фильмы. Началось все со Звонка в 2002 году. За ним последовали Проклятие (2004), Фантомы (2008) и Глаз (2008).

Многое из того, что стало популярным в этом десятилетии, было позаимствовано у предыдущих поколений. В частности, фильмы о зомби получили много внимания, возможно, благодаря успеху видеоигры Обитель зла, которая была экранизирована в 2002 году. В том же году вышел в свет фильм 28 дней спустя Дэнни Бойла, который познакомил нас с понятием «быстрых зомби». Ремейк Рассвета мертвецов в 2004 году, получился, на удивление, довольно высокого качества. Сам Ромеро, наконец, снял продолжение саги о зомби в 2005 году, фильм Земля мертвых. Эдгар Райт снимает в 2004 году Зомби по имени Шон, пожалуй, лучший комедийный фильм ужасов со времен Эббот и Костелло встречают Франкенштейна.

Кроме зомби, популярность вновь обретают забытые сюжеты 1970-х. После десяти лет сдерживания, Голливуд показал себя во всей красе. В результате, рокер, а нынче режиссер Роб Зомби снимает Дом 1000 трупов (2003) и Изгнанные дьяволом (2005), которые создают мрачную атмосферу ранних работ Тоба Хупера и Уэса Крейвена.

Надо сказать, что основное различие между слэшерами «тогда» и «сейчас» состоит в том, что сейчас они пользуются огромной популярностью и вниманием со стороны, как зрителей, так и критиков. Режиссеры, которые выросли на слэшерах, помогли передвинуть этот жанр на передний план.

В расхождении с предыдущим десятилетием, которое стало самым малокровным, современная эпоха фильмов ужасов стала образчиком почти беспрецедентного количества крови. И на этот раз она не была низведена до нескольких копий на VHS, и доступна только избранным представителям субкультур. На этот раз кровь занимала центральное место и хлестала в лицо каждому.

Несмотря на то, что первый фильм Пила (2004) был психологическим триллером и содержал немного сцен насилия, именно он стал самым узнаваемым фильмом ужасов, который сосредотачивается на изображении телесных травм и пыток. В более поздних сериях Пилы, а так же в фильмах типа Хостел (2005), некоторые утверждают, что сцены пыток и насилия имеют приоритет над персонажами и сюжетом.

Никогда раньше, фильмы, содержащие такие сцены, не показывались широкой аудитории. Они стали частью поп-культуры. Этот факт поставил вопрос о моральном разложении общества. Неужели, мы получаем такое же удовольствие от ужасов, как римляне от гладиаторских боев? Некоторые критики считают, что это просто поиск нового направления в ужасе, и с обществом все нормально.

Если это действительно так, то это лучше, чем последнее направление в фильмах ужасов 2000-х годов – ремейки.

Слишком застенчивые, чтобы попробовать что-то новое, но страждущие реального ужаса на экране, создатели ремейков перерождают старых героев. Проверенные временем герои и сюжеты принесут неплохую денежку своим создателям. Ремейк 2003 года Техасская резня бензопилой возродил интерес к подобным фильмам, и в последние 5 лет этот самый интерес только увеличивается. Мы видели переделку Хэллоуина от Роба Зомби в 2007 году, а так же ремейк классического фильма Дом восковых фигур (2005), Омен (2006), Плетеный человек (2006), И у холмов есть глаза (2006), Когда звонит незнакомец (2006), Попутчик (2007) и многие другие с весьма неоднозначным результатом.

В 2008 году фанаты ужасов с нетерпением ожидали: Выпускной, Пятница 13, Кошмар на улице Вязов, Ребенок Розмари, Восставший из Ада, Спящий лагерь и т.д. Кинематографисты, наверное, будут бесконечно пытаться воссоздать то, что работало в прошлом.

Так куда же мы идем? Может быть, господство Америки в жанре ужасов переместиться за границу? Или произойдет возрождение Hammer Films, а следовательно возрождение классических монстров? Скорее всего, нас ожидают невиданные новые разработки, как это было в 1960-х с фильмами Психо и Ночь живых мертвецов.

Если ужасы сейчас переживут эту последнюю людоедскую фазу, то жанр хоррор может вылиться во что-то кардинально новое. От графа Орлока и Эрика Призрака оперы, через Дракулу и Франкенштейна, к Норману Бейтсу, Джейсону, Пиле и Капитану Сполдингу, фильмы ужасов хорошо подпитывают наше воображение в течение 100 лет. И до тех пор, пока существует реальный ужас в этом мире, мы будем всегда стремиться попробовать на вкус его безопасного коллегу с экрана.

Другие фильмы данного периода:

Другие (2000)
Пункт назначения (2000)
Фредди против Джейсона (2003)
Поворот не туда (2003)
Спуск (2005)
Сайлент Хилл (2006)
Зомби по имени Фидо (2007)
Топор (2007)
28 недель спустя (2007)
Дневники мертвецов (2008)

Поделиться...
Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Pin on Pinterest
Pinterest