Эволюция зомби

зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

Принято считать, что ничто так не сочетает в себе признаки кошмара, безумия и отвращения, как зомби. Термин «зомби» был выработан литературным критиком Юлией Кристовой. По ее словам, этот термин вызывает ассоциации трупа, гнили, экскрементов, напоминает человеку о том, что он смертен. Это труп, который остается живым, но без следа человечности.

ДРЕВНИЕ ЗОМБИ

Подобные зомби существа имели место в мифологии по всему миру. Человеческие фантазии о них видоизменялись от простого людоедства до упырей и вампиров. Одним из ранних известных произведений с участием зомби, был эпос о Гильгамеше, записанный на 12 глиняных табличках в Месопотамии (современный Ирак). Он описывает жизнь Гильгамеша и его странствия. На шестой табличке, богиня Иштар грозит воскресить мертвых, которые восстанут и сожрут живых. Мертвецы, на самом же деле, так и не поднялись из своих могил, но это первое упоминание в литературе о зомби.

зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура, древние зомби

С упоминаниями о зомби мы сталкиваемся не только в художественной литературе. Они издавна были в традициях западноафриканских вуду. Есть легенда, что жрец может захватить астральное тело человека в целях укрепления собственной власти. И тогда человек становится пустым и бездушным, как зомби. Ко всему прочему, жрец так же может реанимировать труп, но тот останется полностью под его контролем.

зора нил харстон, зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

В 1937 году известный американский фольклорист и антрополог Зора Нил Харстон отправилась на Гаити. Там она столкнулась со случаем женщины, удивившей всех своим появлением в деревне, поскольку ее считали умершей. Как утверждали ее родственники, Фелиция Феликс умерла в 1907 году и была похоронена в возрасте 27 лет. Ее отправили в больницу, где врач констатировал:
«Ее случайные вспышки смеха были лишены эмоций, и очень часто она говорила о себе в первом или третьем лице. Она потеряла чувство времени и была совершенно равнодушна к миру вокруг себя».
Некоторое время спустя Фелиция умерла от внезапной болезни. Харстон, однако, считала, что это состояние могло быть вызвано действием мощных психотропных препаратов, которые могут вызвать это состояние зомби.

Десятилетия спустя, Уэйд Дэвис, этноботаник Гарварда, изучающий отношения между людьми и растениями, поддержал теорию Харстон.

зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура, гаити

КЛАССИЧЕСКИЕ ЗОМБИ

Несмотря на то, что создание Мэри Шелли, монстр Франкенштейна и не являлся, по определению зомби, это все равно живой мертвец, который воскресает ради того, чтобы быть еще более жестоким и опасным, чем при жизни. Главным его отличием от современных зомби является то, что он не потерял способности мыслить и говорить, как живой. Причиной создания монстра, как Мэри Шелли, так и современного, одна – неудачный эксперимент. Доктор Франкенштейн в роли Бога или искусственные болезни, вирусы и химическое оружие, созданные человеком (28 дней спустя, Обитель зла) в итоге имели один эффект.

монстр, франкенштейн, мэри шелли, зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

Другие вымышленные зомби этого периода, кажется, имеют больше общего с вампирами и упырями. Например, рассказ Г. Лавкрафта «Герберт Вест - реаниматор». Опубликованное в 1922 году, произведение, повествует о сумасшедшем ученом, который пытается реанимировать трупы таким же образом, как и доктор Франкенштейн. Однако он не создает существо, способное мыслить. Это повествование так же включает в себя первый укус зомби, хоть он и не вызывает ни жертв, ни болезней. Нигде в рассказе не встречается слово «зомби», но связь этих существ с современными зомби очевидна.

Роман Ричарда Мэтисона «Я легенда», опубликованный в 1954 году, значительно повлиял на зомби-жанр сегодня. Тем не менее, существа, восставшие после заражения, больше похожи на вампиров, чем зомби. Они питаются кровью, а не мясом; он обладают способностью думать, а не бездумной жестокостью. Несмотря на это, распространение инфекции, как причина восстания мертвецов, стала характеризующим фактором зомби-фантастики XXI века.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗОМБИ

Было бы кощунственно спорить о том, что отцом современного зомби всегда был и будет писатель и режиссер, Джордж Р. Ромеро. Его фильмы породили зомби такими, какими мы их знаем и любим сегодня! Толпы бессмысленно бродящих мертвецов бродят с одной целью – находить и пожирать живых, издавая при этом ужасные стоны. Его работы стали столь влиятельными на современную культуру, что современные зомби стали известны как «зомби Ромеро».

современные зомби, джордж ромеро, рассвет мертвецов, зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

А теперь представьте хор стонов, шарканье ног и запах разлагающихся трупов… и все это рядом. Они медленные, но бежать от них некуда. Что Ромеро действительно привнес, так это идею зомби-апокалипсиса. Где бы Вы не прятались, Вы никогда не будете слишком далеко от хищника. Ходячие мертвецы теперь занимают первое место в пищевой цепочке.

Что делает фильмы Ромеро и его поколение зомби такими страшными, так это то, что люди восстают сразу после смерти, то есть это перекликается с идеями каннибализма.

шествие, парад, толпа, зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

В начале, создавая свои творения, Ромеро больше сосредотачивался на локализованных атаках. В последствии, с развитием жанра, нападения зомби стали всеобъемлющими, и доходили до разрушения принятого общественного порядка. Уже в «Рассвете мертвецов» Ромеро усилил свой социальный комментарий. Толпа бездушных мертвецов олицетворяет современное общество, которое питается сырьевыми отходами.

В Рассвете мертвецов причиной кризиса становится радиоволна из космоса. Хотя это и интересная идея, современными любителями ужасов она может рассматриваться как слишком надуманная. Таким образом, зомби как бы снова вернулись к научной сфере, продолжая традиции Мэри Шелли и Лавкрафта.

зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура, 28 дней спустя, фильм

«28 дней спустя» и его продолжение «28 недель спустя» совершили очередную революцию в мире зомби. Нашедшая себя в видеоиграх идея вируса, распространившегося по свету, перешла на сторону кинематографа. В фильмах «28», на самом же деле, инфицированные даже не были мертвы и вынуждены были есть животных. Оба фильма сыграли на страхе перед химическим оружием, создав которое, человечество разрушило бы само себя.

зомби, эволюция зомби, зомби муви, массовая культура

Что вызывает страх у людей перед зомби, так это опасность конца. Конца всего. Конца разумного, мыслящего человечества. Этот страх выходит за рамки личной безопасности, как, например, мы можем это видеть в жанре слэшер, где выход найти сложно, но возможно. Зомби представляют собой угрозу для безопасности всего мира. Холодная война и ядерное оружие усиливает этот страх. При этом каждый может стать убийцей. Как только люди создают технологию, способную их уничтожить, их существование не продлится слишком долго…

Blog Widget by LinkWithin

3 коммент. :

Евгений Калашников комментирует...

Хорошая позновательная статья ,а смотрели ли вы фильм ходячие мертвецы

Denis комментирует...

Евгений Калашников, сериал? да, несколько серий :)

киноблоггер комментирует...

Интересный факт : в ходячих мертвецах ниразу не использовали своло "зомби"

Отправить комментарий